История

Ростислав Беляков — почетный генеральный конструктор самолетов «МиГов»

4 марта 2024 года выдающемуся авиаконструктору, почетному генеральному конструктору самолетов «МиГ», академику РАН Ростиславу Белякову исполнилось бы 105 лет. Он достойно продолжил и творчески развил уникальную конструкторскую школу Артема Микояна и Михаила Гуревича. Созданные под его руководством самолеты МиГ-29 и МиГ-31 до сих пор охраняют небо нашей Родины.

Начало пути.

Ростислав Аполлосович Беляков родился 4 марта 1919 г. в г. Муроме Горьковской области (ныне Владимирская область) в семье служащего. В этом же году он вместе с родителями переехал в г. Ульяновск. С 1920 г. семья проживала на родине отца в деревне Бурцеве Углического района Ярославской области, а с 1926 г. — в г. Москве. В 1936 г. он окончил 10-ть классов средней школы. В сентябре 1936 г. поступил в Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе, который окончил в июне 1941 г.

Во время учебы в институте Ростислав увлекался лыжным спортом, в особенности горным и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам и четыре раза чемпионом СССР по скоростному спуску.  В 1940 году Ростислав пролетел на Красноярском трамплине 73 метра, установив рекорд СССР. В том же году он спустился на лыжах с восточной стороны вершины г. Эльбруса, высота которой превышает 5600 м, за 24 минуты, побив прежний рекорд на 12 минут. Беляков был бронзовым призером по двоеборью (прыжки с трамплина и лыжные гонки).  Кроме этого, в период с ноября 1936 г. по июнь 1941 г. работал в ДФК общества «Крылья Советов» тренером по лыжам.

 

Особый конструкторский отдел и ОКБ-155.

После окончания института Белякова направили на авиазавод №1 им. Авиахима в ОКО главного конструктора А.И. Микояна, где он начал работу с августа 1941 г. в качестве конструктора в отделе вооружения. В дальнейшем его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили разработку средств механизации крыла. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 им. Сталина и ОКО был эвакуирован в г. Куйбышев. В связи с организацией самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном в марте 1942 г. Беляков был переведен на новое предприятие на должность инженера-конструктора 2-й категории. С октября 1943 г. он — инженер-конструктор 1-й категории.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в июле 1945 г., Белякова назначили заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946 г. он возглавил этот сектор, а с февраля 1947 г. — бригаду шасси. В работе проявлял большую творческую инициативу. Непрерывно работал над изучением опыта иностранной и отечественной техники, умело используя ее достижения в своей практической работе. Беляков обладал исключительной способностью накапливать информацию о существующих конструкциях, как в СССР, так и за рубежом. Умение критически оценивать и грамотно претворить во вновь создаваемой конструкции результаты проведенных исследований позволяли ему держать техническую культуру посадочных средств новых машин на высоком техническом уровне. Он не бросал разработанные им агрегаты, а кропотливо доводил и совершенствовал их.

В августе 1952 г. Белякова назначили на должность ведущего конструктора — начальника бригады. В феврале 1955 г. он в этой же должности возглавил бригаду общих видов. За пятнадцать лет своей трудовой деятельности в ОКБ-155 он стал крупным специалистом по системам управления и посадочным средствам летательных аппаратов, принимал активное участие в создании истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. МиГ-21 и их многих модификаций, ряда опытных самолетов, а также крылатых ракет.

Приказом МАП от 15 июня 1957 г. Белякова назначили заместителем главного конструктора по системам управления. С июля того же года он — заместитель главного конструктора — начальник отдела управления. В новом качестве Ростислав Аполлосович решал проблемы, связанные с созданием надежных систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По его инициативе и под его непосредственным руководством создан лабораторный комплекс по исследованию и предполетным ресурсным испытаниям систем управления. Кроме этого была организована широкая стендовая и лабораторная отработка этих систем в условиях серийного завода, что позволило резко повысить надежность и безаварийность эксплуатации самолетов. Под его руководством созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний внедрили в серийное производство.

 

Первый заместитель генерального конструктора.

9 марта 1962 г. приказом ГКАТ Белякова назначили первым заместителем генерального конструктора. В новой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов различного назначения, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков. Ростислав Аполлосович является одним из авторов проектов самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их бортовых комплексов, а также непосредственным участником и руководителем работ по их постройке, испытаниям и доводке.

Он также являлся инициатором и организатором многих работ по их совершенствованию, модернизации и дальнейшему расширению области боевого применения. Принимал деятельное участие в организации освоения новых изделий в серийном производстве и обеспечении государственных совместных испытаний.

В связи с тяжелой болезнью А.И.Микояна Беляков с 1969 г. исполнял обязанности Генерального конструктора. После кончины Артема Ивановича Микояна он продолжил начатое им дело.

 

Генеральный конструктор.

Длительное время Р.А. Беляков успешно руководил одним из крупнейших творческих коллективов. Он воспитал в ОКБ и на опытном заводе высококвалифицированные кадры и расширил научно-производственную базу. Под его руководством коллектив предприятия в разработке и создании боевых авиационных комплексов поднялся на новую ступень, отвечающую современным требованиям. Разработанные под его руководством самолеты обладают высокими летно-техническими характеристиками и боевой эффективностью, получили высокую оценку на государственных испытаниях и были приняты на вооружение ВВС и авиации ПВО.

Всего за 25 лет работы генеральным конструктором под его руководством и при его непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолетов и серийных авиационных комплексов различного назначения, из них более 100 самолетов проходили летные испытания. В их числе истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93 (МиГ-21bis upg), МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-29 МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их модификации и модернизированные варианты.

Созданные самолеты не только успешно прошли государственные испытания и вошли в боевой состав отечественных ВВС и авиации ПВО, но и также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолетов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель 5-го поколения МФИ.

 

Ученый с мировым именем.

С именем Белякова связано внедрение системных методов в формировании программ создания боевых самолетов, комплексов стендовой отработки систем, комплексов обеспечения надежности, безопасности, сопровождения летных испытаний и эксплуатации самолетов у заказчика.

Он внес существенный вклад в создание новых типов конструкций самолетов, в том числе, крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов. Конструкции планера и систем обеспечивают работоспособность как в условиях высоких температур (МиГ-25. МиГ-31, тема «Спираль»), так и низких, связанных с использованием криогенного топлива.

В результате работ Белякова получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолетные системы, в том числе, дистанционного управления самолетом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки летного состава, внедрение новых материалов и методов технологии.

За годы своей трудовой деятельности Беляков внес фундаментальный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолетов, их систем управления, взлетно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надежность и безопасность полета, увеличение ресурсов самолетов.

Им решены важные проблемы в области создания конструкций самолетов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления сверхзвуковыми самолетами, повышения маневренности самолетов. Под его руководством отработаны эффективные комплексы бортового оборудования, проведены исследования в области аэро- и газодинамики, динамики полета, прочности, аэроупругости, конструкции материалов и технологии самолетостроения.

Беляковым проведена большая работа по координации деятельности и взаимодействию с большим числом научно-исследовательских и испытательных институтов, предприятий-соисполнителей, серийных заводов и эксплуатирующих организаций. Ему неоднократно приходилось выезжать в служебные командировки, в том числе и за рубеж, для оказания технической помощи и решения вопросов, связанных с эксплуатацией авиационной техники.

 

Общественная и государственная деятельность.

Ростислав Аполлосович вел большую научную, общественную и государственную деятельность. Решением Высшей аттестационной комиссии от 19 января 1973 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, а в 1981 г. он был избран академиком Академии наук СССР (в настоящее время Российская академия наук). Он имеет ряд авторских свидетельств по изобретениям. Им написаны многие научные печатные труды, он неоднократно выступал с докладами в прессе, участвовал в семинарах и международных авиационных выставках и проводил консультации авиационных специалистов. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 9-го. 10-го и 11-го созывов.

Беляков приложил много усилий для повышения роли и статуса Института генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.

Ростислав Аполлосович активно работал с НИИ заказчика, промышленности, ОКБ, эксплуатирующими организациями, серийными предприятиями. Поддерживаемые им решения всегда были глубоко обоснованными, что в совокупности обеспечило создание и серийное производство высоко эффективной, мирового уровня авиационной техники. Он имел высокий авторитет у руководства, как нашей страны, так и ряда зарубежных стран, у эксплуатантов и создателей самолетов марки «МиГ».

 

Писатель и публицист.

Беляков — автор книги «Самолеты МиГ», вышедшей в нашей стране и за рубежом, большого количества публикаций. Значительное внимание Ростислав Аполлосович уделял международным делам; он пользуется высоким авторитетом в Индии, Китае, где самолеты «МиГ» как закупались, так и строились по лицензии; он — автор создания боевых самолетов, соответствующих требованиям конкретного заказчика инициировал ряд работ совместно с западноевропейскими фирмами, активно участвовал в работе многих международных конференций и выставок.

 

В конце жизненного пути.

 После реорганизации МАПО «МиГ» в государственное унитарное предприятие, а также по состоянию здоровья, в сентябре 1997 г. его перевели на должность советника генерального конструктора АНПК «МиГ» им. А.И.Микояна. В новой должности он также являлся председателем Научно-технического совета АНПК «МиГ» им. А.П.Микояна. С его участием были разработаны и реализованы конструктивные решения по модернизации фронтового истребителя МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ), МиГ-29К, технические вопросы по отработке и летным испытаниям учебно-тренировочного самолета МиГ-AT, а также проектные работы по грузопассажирскому самолету МиГ-110.

За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности и выдающийся личный вклад в создание самолетов «МиГ» приказом ВПК «МАПО» от 16 апреля 1999 г. ему было присвоено почетное звание «Почетный генеральный конструктор самолетов «МиГ».

Р.А. Беляков — дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, академик РАН, почетный генеральный конструктор самолетов «МиГ», почетный президент Российской Академии авиации и воздухоплавания, почетный член Королевского общества аэронавтики (Великобритания), почетный профессор Московского авиационного института и Пекинского университета.

Он — лауреат Ленинской (1972 г.) и двух Государственных премий СССР (1952 г. — 1-я степень, 1988 г.). Награжден двумя золотыми медалями «Серп и Молот», четырьмя орденами «Ленина», орденом «Октябрьской Революции», орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Красной Звезды», орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «300 лет Российскому флоту»,  А.И. Микояна (РСК «МиГ»), и золотой медалью РАН имени академика А.Н.Туполева, почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства. В ознаменование присвоения звания дважды Героя Социалистического Труда на его родине в г. Муроме Владимирской области установлен бронзовый бюст.

 

 

Поделиться Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»