Общество

Конец эпохи ЕГЭ? Депутаты предлагают заменить его государственными экзаменами

В российском образовании назревают серьезные изменения. Депутаты нескольких фракций Госдумы готовятся внести законопроект, который может кардинально изменить систему вступительных испытаний в вузы. Ключевое предложение — отмена Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и его замена на государственные экзамены. Что предлагают депутаты?

Законопроект, текст которого уже опубликован, предусматривает следующие изменения:

— Исключение понятия ЕГЭ из закона «Об образовании». Это означает, что термины «Единый государственный экзамен», «результаты ЕГЭ», «минимальное количество баллов ЕГЭ» перестанут использоваться в законодательстве.
— Отмена частей 2 и 4 статьи 70 закона «Об образовании». Эти части касались зачета результатов ЕГЭ при приеме в вузы и минимального количества баллов, необходимых для поступления.
— Введение понятия «государственные экзамены». Новая система аттестации будет проводиться по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, ответственными за образование.
— Изменения в требованиях к контрольно-измерительным материалам. Вместо обязательных материалов, как на ЕГЭ, новые правила допускают их «использование» на экзаменах.

Планируется, что новый закон вступит в силу 1 января 2025 года. При этом результаты ЕГЭ, полученные до этой даты, будут действительны в течение следующих четырех лет.

Законопроект уже вызвал широкий резонанс и споры в обществе. Одни видят в этом шанс на более качественное образование, другие — угрозу стандартизации и снижения уровня знаний. Разберемся детально, что предлагают депутаты и какие аргументы звучат за и против.

Сторонники отмены ЕГЭ приводят следующие аргументы:

— Неэффективность ЕГЭ как инструмента оценки знаний. Критики указывают на возможность «натаскивания» школьников на конкретные задания и отсутствие реальной оценки глубоких знаний.
— Более глубокое и комплексное оценивание: государственные экзамены, разработанные региональными властями, могут лучше соответствовать специфике учебных программ и потребностям вузов.
— ЕГЭ для выпускников — это стресс. Высокие ставки на экзамен, определяющий будущее, создают сильный психологический прессинг.
— Неудобство для вузов. ЕГЭ не всегда отражает реальные потребности учебных заведений в конкретных знаниях и навыках. Вузы получат больше свободы в выборе критериев поступления, что позволит им комплексно оценивать абитуриентов.

Противники отмены ЕГЭ высказывают следующие опасения:

— Риск неравномерности в уровнях подготовки. Переход к государственным экзаменам может привести к разным стандартам в разных регионах, что осложнит объективное сравнение результатов.
— Необходимость создания новой системы. Внедрение государственной системы экзаменов потребует значительных затрат и времени.
— Риск коррупции. Отсутствие единой системы контроля централизованного экзамена может привести к злоупотреблениям и нечестным поступкам на региональном уровне и нечестной конкуренции.

Что дальше? Законопроект еще предстоит обсудить и принять Госдуме. Его судьба пока неясна. Очевидно, что переход к новой системе оценки знаний — это длительный процесс, который потребует комплексного подхода и глубокого анализа.

Кстати, в России уже существуют альтернативные формы вступительных испытаний. Например, творческие конкурсы, олимпиады, портфолио. Внедрение государственных экзаменов может стать частью более масштабной реформы образования. Это потребует пересмотра учебных программ, методик преподавания, а также системы подготовки учителей.

Важно отметить, что будущее образовательной системы России зависит от множества факторов, включая общественное мнение, позицию министерства образования и результаты дискуссии в Госдуме.

Как итог: законопроект, в случае его принятия, полностью упразднит ЕГЭ как систему вступительных испытаний. Вместо него появятся государственные экзамены, проводимые по заданиям, разработанным региональными властями.

Поделиться Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»